Кафе «Кадриорг» доживает последние дни

Так выглядело кафе «Кадриорг», построенное по проекту Вольдемара Херкеля, сразу после возведения. Репро-фото с сайта: postimees.eeУже 8 июля к зданию некогда легендарного кафе «Кадриорг», проз­ванного в народе «Черный лебедь», подойдет мощная техника, чтобы сравнять его с землей.

Ресторан «Кадриорг» был построен в конце 1960-х годов по проекту архитектора Вольдемара Херкеля. Ресторан сразу стали называть «Черный лебедь», потому что на крыше здания красовалось изображение этой красивой птицы.

В 1990-е годы некогда популярный ресторан несколько раз перестраивался, превратившись в безликий торговый центр, и здание утратило свою неповторимую ауру. Теперь оно и вовсе доживает свой срок, так как нынешние его владельцы хотят построить на этом месте солидное бизнес-здание с апартаментами.

Александр Мазко, руководитель по проектам фирмы NG Eesti, являющейся собственником центра «Черный лебедь», заверил, что при разработке проекта нового здания архитектор Энн Раясаар из архитектурного бюро JVR сделал все, чтобы по возможности сохранить внешний облик кафе. В то же время пришлось учесть и новое назначение здания. По словам Мазко, через год на этом месте будет возведено новое здание.

Новое сооружение планируется трехэтажным. На первом этаже появятся офисные помещения, конторы и, вероятно, несколько небольших магазинов. Часть площадей уже забронирована. По всей видимости, найдется в здании место и для кафе на террасе площадью в 500 м, кондитерской, кулинарии и цветочного магазина.

Продуктовый магазин в новом здании не планируется, поскольку на таких маленьких площадях он себя не окупает.

Два верхних этажа здания будут отведены под 36 гос­тевых квартир, часть из которых может быть продана желающим.

Мазко подтвердил, что новое здание будет несколько больше и выше нынешнего. В соответствии с предписанием Департамента городского планирования на этом месте возводить массивное сооружение нельзя.

Мазко добавил, что за зданием «Черного лебедя» находится памятник архитектуры, построенный в середине XIX века — вилла Mon Repos. Сейчас вилла пребывает в очень запущенном состоянии. Фирма NG Eesti должна заняться ее реконструкцией. Таково было одно из условий, чтобы Таллиннский департамент культурных ценностей согласовал детальную планировку.

По словам Мазко, фирма намеревается восстановить исторический облик виллы, но пока еще нет решения о дальнейшем использовании дома. «Глядя сейчас на этот дом, и представить нельзя, что когда-то это была красивая вилла, — сказал Мазко. — Но после восстановления вилла, несомненно, станет жемчужиной всего комп­лекса».

Главный специалист отдела охраны памятников старины Таллиннского департамента культурных ценностей Оливер Орро сказал, что детальная планировка недвижимости «Черного лебедя» была утверждена примерно пять лет назад.

В то время городские планировщики не обратили особого внимания на объект архитектуры советского времени. Сейчас ситуация изменилась, и планировка прошла все необходимые этапы согласования.

Поскольку срок действия детальных планировок не имеет ограничений, сейчас в отношении «Черного лебедя» уже невозможно что-либо предпринять. Орро добавил, что виллу Mon Re­pos в любом случае придется привести в порядок. К сожалению, историческое здание продолжает разрушаться.

«Тот факт, что подлежащий охране памятник старины до сих пор не был восстановлен, заставляет защитников старины задуматься — а стоит ли в дальнейшем идти на подобные компромиссы. В некоторых местах такие договоренности действительно работают, но, увы, не везде», — сказал Орро.

МНЕНИЕ

Роберт Нерман, историк:

В этом районе Кадриорга расположено несколько старых вилл. Одно большое здание будет доминировать и неизбежно уменьшит ценность вилл. Если уж когда-то там было построено кафе, то пусть бы оно там и оставалось — надо только привести его в порядок. Здание всего лишь находится в запущенном состоянии.

По поводу «Черного лебедя» можно сказать, что мы имеем дело с отсутствием должной заботы. Если дом не в порядке, не стоит его тут же сносить. Это принципиальный вопрос. Если сравнить, как выглядело здание сразу после постройки и как выглядит сейчас, то контраст будет разительным.

Здание по проекту Вольдемара Херкеля является документом эпохи. Возникла парадоксальная ситуация, когда от архитектуры 1960-х остались только так называемые «хрущевки».

Их сносить нельзя, ведь в них живет слишком много людей. А вот более интересные здания той эпохи потихоньку исчезают. Очень жаль, что так происходит, потому что архитектура советской эпохи — это тоже архитектура.

Многие специалисты считают, что архитектура Таллина представлена образцами различных эпох, которые необходимо сохранить. Однако мы видим, что на деле этого нет. Должна быть некая стратегия, в соответствии с которой здания надо сохранять или сносить.

Источник информации : postimees.ee .

Оставьте комментарий